Начинающие водители нередко интересуются, как работает сажевый фильтр автомобиля и насколько его наличие необходимо для функционирования машины. Всё дело в том, что присутствие такого дополнительного компонента в выхлопной системе авто незначительно, но всё же отражается на потере мощности. Удалить DPF способен чип тюнинг, затрагивающий также отключение катализатора и кислородного датчика. Но перед принятием решения заказать данную услугу нужно оценить все достоинства и недостатки выполнения такой процедуры, безусловно, способствующей улучшению характеристик автомобиля.
Назначение и устройство
Само название данного компонента уже говорит о назначении такого фильтра, появившегося на современных автомобилях в результате ужесточения экологических стандартов. Действительно, такое устройство в состоянии отсекать сажу, а также при его наличии исчезает неприятный запах после сгорания дизельного топлива и отсутствует чёрный налет. Но, спустя некоторое время, многих автовладельцев начинает донимать вопрос, как убрать ошибку сажевого фильтра, постоянно возникающую во время поездок на автомобиле. Серьезный засор отражается на мощности транспортного средства, а постоянные сбои в работе машины способны привести к серьезному ремонту.
Внешне конструкция сажевого фильтра кажется достаточно простой. В металлическом корпусе спрятаны два устройства. Рядом с сажевым фильтром располагается катализатор, к которому подсоединен лямбда зонд, контролирующий уровень кислорода в топливной смеси. Один из разъемов предназначен для установки датчика температуры, а две трубки относятся к датчику, измеряющему давление до и после сажевого фильтра.
Непосредственно сам сажевый фильтр напоминает большие соты из перфорированных каналов. Отработанные газы проходят после катализатора сквозь сажевый фильтр для оседания частиц сажи. Датчики же занимаются постоянным мониторингом ситуации и при малейших изменениях параметров сигнализируют в блок управления. Разница в давлении, температуре и объеме кислорода подтверждает имеющуюся неисправность и ЭБУ мгновенно сообщает об ошибке. Нередко мотор машины начинает глохнуть и не удается набрать нужное количество оборотов. В таких случаях вопрос, когда фильтр DPF заполнен, что делать, становится весьма и весьма актуальным. Как правило, в подобных ситуациях не обойтись без процедуры регенерации.
Тонкости регенерации
Разберёмся, как включить регенерацию сажевого фильтра. Для этого применяются несколько проверенных способов, начиная с метода самоочистки. При пассивной регенерации сначала заводят двигатель и увеличивают количество оборотов, потом убеждаются в поступлении топлива через специальную форсунку от мотора, а затем дожидаются повышения температуры до +300…+800º, помогающей сгореть накопившейся саже. Для некоторых фильтров нужно дополнительно залить особую жидкость и процесс восстановления пройдет при температуре около +400º. Запустить регенерацию помогает блок управления. Данный метод подходит при общем загрязнении сот сажевого фильтра в границах 25-30%.
При засоренности сажевого фильтра свыше 50% не обойтись без активной регенерации. В данном случае необходимо использовать специализированное оборудование, способное ускорить обороты при работе двигателя. Как правило, интенсивность возникновения сильного нагара зависит от марки автомобиля, года выпуска и условий эксплуатации. Пробег авто при этом может составлять в среднем от 1500 километров до 5000. В таких ситуациях не обойтись без обращения в автосервис, ведь ЭБУ не всегда обеспечивает запуск регенерации, т.е. понадобится помощь специалистов. Более того, осуществляемый процесс нельзя прерывать, иначе придется повторять операцию и затрачивать много времени вместе с топливом.
Впрочем, работники многих автомастерских не слишком охотно соглашаются проводить принудительное восстановление сажевых фильтров. И их можно понять, ведь необходимо обеспечить достаточное свободное пространство из-за повышения температур, а шансы получения нужной очистки не слишком высоки. Именно поэтому профессионалы советуют удалить сажевый фильтр в Москве.
Способы решения проблемы
Ресурс сажевого фильтра тесно связан с постоянным недостатком кислорода в топливной смеси или же с избытком топлива. Причина быстрого засорения зачастую также связана с повреждением топливной системы или турбины. Отключение DPF происходит из-за полного износа устройства, из-за чего необходимо найти оптимальный способ решения возникшей проблемы.
-
- Замена сажевого фильтра. На первый взгляд кажется неплохой идеей. Однако, стоимость нового сажевого фильтра сильно ударяет по карману, особенно если хочется поставить оригинальное изделие.
- Установка более дешевого аналога. Имеет неоспоримые минусы. Всё дело в том, что высокая цена оригинала обусловлена использованием качественных сплавов с присутствием драгоценных металлов. Универсальный же или тем более самопальный сажевый фильтр не подходят, иначе начнутся сбои после поступления данных в ЭБУ.
- Ещё один из способов – выполнить чип тюнинг, сажевый фильтр при котором удаляется полностью. В данном случае важно не забыть внести соответствующую корректировку в программное обеспечение блока управления.
Последний вариант является наиболее разумным. Особых неприятных последствий после грамотно, т.е. профессионально выполненного чип-тюнинга ожидать не приходится, скорее, наоборот. К тому же, действующие на сегодняшний день нормы экологии в нашей стране менее жёсткие по сравнению с европейскими государствами.
Признаки неисправности сажевого фильтра
Такую процедуру как удаление сажевика можно выполнить сразу или же сделать после появления характерных признаков его выхода из строя. Обычно это выражается в появлении ошибок после сигнализации соответствующих датчиков. В некоторых случаях информация о засорённости вообще не поступает. Определить сбой помогает:
-
- появление чёрного выхлопа вместе с неприятным запахом;
- заметное повышение расхода автомобильного топлива;
- изменения звука работающего мотора, начинающего глохнуть;
- заметное понижение мощности силового агрегата.
Игнорирование таких тревожных симптомов может привести с постоянному перегреву мотора, из-за чего двигатель достаточно скоро выйдет из строя, после чего потребует ремонта или полной замены.
Первый этап
На первоначальном этапе придется приложить некоторые усилия для физического удаления сажевого фильтра. Заниматься демонтажом данного устройства необходимо, поскольку без этого невозможно проводить дальнейшие операции. Обычно на корпусе делается разрез с помощью болгарки с поэтапным осуществление следующих действий:
-
- аккуратно извлекается мембрана, а катализатор и датчики остаются на месте;
- проводится тщательная очистка от имеющихся загрязнений;
- проверяется дееспособность или устанавливается новый фильтр.
Мембрана сажевого фильтра нередко деформируется после длительного пробега автомобиля и становится полностью непригодной. Кстати, законодательство допускает отказ от данного фильтра и полное его удаление. Правда, будут нарушены положения новых стандартов (Евро-4 и Евро-5). Итак, далее следует приварить снятую стенку с помощью аргона или полуавтомата и вернуть устройство на место.
Программное удаление
Электронный блок управления – это «мозг» автомобиля, полностью контролирующий происходящие в машине процессы. Многочисленные датчики сообщают о функционировании мотора, механизмов и узлов. Загорание индикаторов способствует своевременному информированию об имеющихся неполадках. ЭБУ нередко пытается и самостоятельно исправить существующие проблемы с учётом заданных параметров. Соответственно, устранение сажевого фильтра неизбежно отразится на работе электронного блока и приведет к постоянным сбоям.
Программное отключение сажевого фильтра – это перепрограммирование с помощью специального оборудования. Самостоятельно делать такую перепрошивку опасно, т.к. любые неверные действия только усугубят негативную ситуацию. Следует узнать номер телефона чип тюнинга и подъехать в автомастерскую. Опытный специалист способен осуществить необходимую операцию в краткие сроки и несёт ответственность за качество предоставляемых услуг.
Для выполнения такой работы необходимо иметь уже подготовленный гаджет (ноутбук, компьютер, планшет). А также нужно правильно подключить кабели, если не используется беспроводное соединение. Отдельно подбирается программа для чип-тюнинга с учетом марки автомобиля. Возвращение к заводским параметрам приводит к новой корректировке. Желание сэкономить на предоставлении данных услуг может серьезно навредить, поскольку автомобиль попросту перестанет ездить или начнет сбоить буквально каждый день.
Для опытного специалиста с многолетним стажем выполнение чип-тюнинга ЭБУ, как правило, не представляет особой сложности. Под рукой у профессионала всегда находится необходимое оборудование и соответствующие комплектующие. При грамотном перепрограммировании удаётся без труда удалить программный код, отвечающий за работу сажевого фильтра. В итоге индикатор на панели перестаёт зажигаться по всякому поводу.
Плюсы удаления сажевика
Изучение прейскуранта актуальных на сегодня услуг констатирует вполне умеренные цены на чип тюнинг. Кстати, и физическое удаление сажевого фильтра также лучше доверить опытному мастеру. Заниматься самостоятельно выемкой и сваркой данного устройства в собственном гараже проблематично и чревато непредсказуемыми последствиями.
Конечно, можно попробовать провести и регенерацию, т.е. заменить устаревший сажевый фильтр на новый, если позволяют финансы. Но полное удаление данного компонента имеет неоспоримые положительные аспекты:
-
- не придётся часто заниматься восстановлением и заменой сажевика;
- расход автомобильного топлива заметно сократится;
- улучшаться параметры двигателя, способного выйти на большую мощность, а также усилится крутящийся момент.
Как отмечают автовладельцы, уже осуществившие такую модернизацию своих машин, отсутствие сажевого фильтра наглядно повышает потенциал авто и позволяет экономить немалые денежные средства.