Появление в последние годы новых европейских экологических стандартов привело к наложению определённых обязательств на автопроизводителей. Из-за этого в современных автомашинах и появились катализатор, сажевый фильтр, клапаны ЕГР, система AdBlue и т.д. Но многих автовладельцев по понятным причинам не устраивает изначальная заводская настройка данных устройств и приспособлений, не дающая выходить на полную мощность. В связи с этим среди автомобилистов вполне обоснованно востребована модернизация выхлопной системы с помощью чип-тюнинга. К тому же, приемлемая цена в Москве на прошивку после удаления катализатора позволяет за короткий срок решить сразу несколько проблем наиболее эффективными методами.
Немного о появлении катализатора
Первые катализаторы стали устанавливаться на трубах заводов, фабрик и предприятий, занимающихся выпуском той или иной продукции. Иначе масса вредных веществ спокойно попадала в атмосферу, ухудшая состояние окружающей среды. Автомобили же с момента их появления не вызывали особых нареканий. Но многократное увеличение количества автотранспорта заставило принять кардинальные решения. Исследования ученых ясно доказали опасность автомобильных выхлопов с содержанием оксида азота и углерода. В итоге автоконцернам пришлось искать выход из положения. Первые каталитические нейтрализаторы начали устанавливаться на автомобили с 1975 года. Сегодня же они превратились в обязательный атрибут систем, относящихся к категории экологических.
Устройство каталитического нейтрализатора
При разработке катализаторов для автомобилей за основу брались промышленные установки, доказавшие свою эффективность. Конечно, имеются важные конструктивные отличия, поскольку для автомашин пришлось создать более компактный прибор. В целях выдерживания нагрузок его начинку прячут в металлическом корпусе, имеющем различные формы (овал, цилиндр, эллипс). Для подсоединения предусмотрены два патрубка (входной и выходной).
Основной монолитный блок автомобильного каталитического нейтрализатора сделан из керамики или стали, выдерживающих высокие температуры без последствий. Для этого предусмотрено множество ячеек, способных увеличить площадь контакта с отработанными газами. А для защиты от разрушения пористой структуры наносится специальное каталитическое покрытие. Производителям приходится задействовать сплавы золота, платины, родия, палладия. Соответственно, стоимость такого изделия серьезно возрастает.
Термостойкая прослойка автомобильного катализатора спасает его от термоударов и поддерживает нужную для быстрейшего окисления температуру. Для отслеживания работы устройства используются специальные датчики, сигнализирующие о проблемах непосредственно в ЭБУ автомобиля. Удаление каталитических нейтрализаторов не позволяет активно нейтрализовать токсичные компоненты. Угрозу жизни представляют, прежде всего, окислы азота и угарный газ. В углеродах содержатся вредные канцерогены.
Принцип действия катализатора
Трехкомпонентный каталитический нейтрализатор использует несложный принцип работы. Выхлопные газы переходят внутрь устройства и попадают в ячейки. Катализаторы (к примеру, платина или палладий) способствуют запуску процесса окисления. В итоге углеводород превращается в безвредный пар, а угарный газ становится углекислым. Родий же помогает разделить окислы азота. Так на выходе образуется выхлоп, неспособный серьезно навредить экологии. Комбинирование окислительной и восстановительной реакций дает нужный результат.
Катализатор обычно располагается под капотом машины поближе к выпускному коллектору. Можно встретить также и установку под днищем, особенно на старых моделях автомобилей. Иногда встречается авто с двумя катализаторами. При установке бензинового мотора газы на выходе будут поддерживать показатели +1000º. Для дизеля значения падают до +600º. Соответственно приходится дополнительно устанавливать сажевый фильтр и селективную каталитическую систему. Для удобства два устройства объединяют в одном корпусе.
Наиболее широкое распространение получил моноблок именно из керамики, поскольку снижает стоимость изделия. Среди минусов такого устройства выделяют возможность расплава сот при превышении температуры свыше 1000º, а сильный удар способен разрушить керамику. Случайное же попадание воды на раскаленный корпус ведет к повреждениям, а скорость очистки снижается при установке мощного двигателя. Металлический блок выдерживает сильный нагрев без последствий. Спокойно переносит вибрацию и удары, повышается срок службы. Среди недостатков можно выделить лишь завышенную примерно в 1,5…2 раза стоимость таких изделий.
Причины выхода из строя
В зависимости от установленной модели катализатор нуждается в замене после периода эксплуатации при пробеге от 30-50 тысяч км до 60-100 тысяч. Ускоренному износу способствует также и использование топлива с более низким октановым числом. Такая смесь не способна сгореть полностью, из-за чего вырастает температура до предельных значений. Не стоит также рисковать и с применением присадок сомнительного качества. Иначе становится невозможным полноценное сгорание топлива, из-за чего происходит оседание загрязнений в ячейках. Для запуска нейтрализатора необходимо прогреть мотор и поднять температуру (свыше 400º).
Более того, в неисправных устройствах ремонтники нередко находят остатки моторного масла, попавшего внутрь из-за износа колец или проблем с отводом картерных газов. В итоге происходит постепенное забивание катализатора, мешающее ему выполнять очистку. Нужно также учитывать и другие факторы. Сильный удар во время поездки приводит к серьезным повреждениям. Активный слой из драгметаллов начинает выгорать, а блок управления спешит выдавать коды ошибок типа РО420. Со временем не избежать и накопления нагара. Наилучшее решение – прошивка авто после удаления катализатора с обязательной корректировкой.
Признаки повреждений каталитического блока
Узнать о неисправности автомобильного катализатора помогают характерные признаки. Загорание соответствующего индикатора становится первым сигналом. Посторонние стуки при поездке подтверждают разрушение наполнителя каталитического блока на куски. В салоне появляется неприятный запах от сероводорода, особенно при старте. Напор газов демонстрирует нестабильность. Двигатель начинает вибрировать и дергаться в неподходящий момент.
Игнорирование перечисленных выше проблем приведет к разрушению силового агрегата машины. Всё дело в том, что мелкие керамические частицы вместе с газами начинают возвращаться и вызывать износ стенок. Тогда уже никак не обойтись без капитального ремонта или полной замены.
Ремонт, замена, удаление катализатора
Проведение чистки автомобильного катализатора делают при благоприятных обстоятельствах, если произошло небольшое накопление нагара. Ремонт же данного устройства зачастую попросту невозможен после серьезного разрушения ячеек и треснувшей керамики. Замена автомобильного катализатора также вызывает некоторые опасения.
Использование аналогов и б/у моделей, скорее, отрицательно скажется на работе двигателя машины. А новый катализатор стоит недешево из-за применения редкоземельных и драгоценных элементов. Нередко предлагается замена нейтрализатора на пламегаситель с упрощенной конструкцией. В данном случае ставится механическая обманка или более совершенный электронный эмулятор. Однако электронный блок управления автомобиля определит фальшивое устройство довольно скоро. В итоге двигатель вновь начнет давать сбои и замучат постоянно всплывающие коды ошибок.
Важно учесть ещё и конструктивные особенности каталитического нейтрализатора. При расположении в одном корпусе с сажевиком потребуется одновременное удаление сажевых фильтров катализаторов в Москве. Заодно рекомендуется избавиться и от других систем — ЕГР и AdBlue. И обязательно нужна перепрошивка ЭБУ двигателя.
Задачи чип тюнинга
Подгон автомобильных систем под новые стандарты заставил производителей добавить массу разнообразных устройств, отвечающих за снижение объема вредных выхлопов. Только такое добавление отрицательно сказалось на динамике и мощности силового агрегата машин. А достаточно небольшой срок службы всех этих устройств и приспособлений заставляет чаще заниматься ремонтом и заменой. В итоге немалая цена приводит к ощутимым расходам. Поэтому неудивительным является отказ автовладельцев от лишних систем.
Автомобилисты всё чаще избавляются от вихревых заслонок, а также заказывается прошивка после удаления ЕГР. А при решении отказаться от часто забивающегося сажевого фильтра осуществляется перепрошивка автомобиля после удаления катализатора. Да, электронный блок управления мгновенно реагирует на перемены, соответственно, эмуляторы способны лишь оттянуть на какое-то время выполнение чип-тюнинга, в лучшем случае на 2-3 месяца. Безусловно, для прошивки нужен высококвалифицированный калибровщик, готовый устранить проблему буквально за 1-2 часа.
При обращении к профессионалу процесс будет разделен на этапы. Сначала проводится полная диагностика и ремонт при обнаружении неполадок. Предварительно следует подготовить специальное программное обеспечение, подходящее под конкретную марку автомобиля. При работе специалист применяет гаджет с установленными приложениями. Прошивка ЭБУ после удаления катализатора начинается с подключения к диагностическому порту. Затем предстоит установить новое обеспечение, нереагирующее на отсутствие некоторых систем.
Чип-тюнинг имеет несомненные достоинства. Избавление по сути от ненужных устройств даёт возможность существенно улучшить динамические показатели и усилить крутящийся момент. После прошивки не возникает препятствий с выходом на полную мощность. Более того, ускоряется время разгона и даже удается уменьшить потребление топлива. Относительным минусом данной процедуры можно считать переход к другому экологическому стандарту. Вместо Евро-4 или 5 будет Евро-3 или 2. Но это не мешает спокойно перемещаться по российским регионам, не опасаясь штрафных санкций, поскольку в нашей стране требования менее жёсткие.
Нужна ли прошивка после удаления катализатора?
(мнение автоэксперта)
После удаления каталитического нейтрализатора в автомобиле может потребоваться прошивка или перепрошивка блока управления двигателем (ECU). Вот несколько причин, почему это может быть необходимо:
- Ошибка на панели приборов: Удаление катализатора может вызвать появление кода неисправности (обычно связанного с датчиком кислорода) и зажигание лампы проверки двигателя (Check Engine).
- Настройка топливной смеси: Катализатор помогает обрабатывать выбросы, регулируя топливную смесь для оптимальной работы двигателя. Без него стандартные настройки ECU могут быть неэффективны, вызывая богатую или бедную смесь.
- Повышение производительности: После удаления катализатора можно настроить прошивку ECU для улучшения производительности и экономичности автомобиля.
- Снижение токсичности выхлопных газов: Катализатор снижает содержание вредных веществ в выхлопе. Удаление катализатора может повлиять на экологические характеристики автомобиля, что может быть нежелательно в регионах с жесткими экологическими нормами.
Прошивка помогает скорректировать настройки двигателя и системы впрыска топлива таким образом, чтобы компенсировать отсутствие катализатора. Обратитесь к специализированным тюнинг-центрам или профессионалам для выполнения этой работы, чтобы избежать возможных проблем с производительностью и надежностью автомобиля.
Один ответ к “Нужна ли Прошивка После Удаления Катализатора”
Удаление катализатора — это метод, к которому прибегают некоторые автолюбители в целях увеличения мощности двигателя или в случае выхода катализатора из строя. Однако такое удаление имеет свои технические и юридические последствия. Мнения автоэкспертов по этому вопросу могут различаться, но можно выделить несколько ключевых точек зрения.
Необходимость перепрошивки (ремаппинга) ЭБУ:
Поддержка: Большинство экспертов сходятся во мнении, что после удаления катализатора перепрошивка блока управления двигателем (ЭБУ) необходима. Дело в том, что отсутствие катализатора меняет качество выхлопных газов, и датчики, такие как лямбда-зонд, могут передавать ошибочные данные в ЭБУ. Перепрошивка позволяет скорректировать эти параметры, чтобы двигатель работал корректно и чтобы не загоралась лампа «Check Engine».
Противоположные мнения: Некоторые эксперты могут утверждать, что в краткосрочной перспективе возможно обойтись без перепрошивки, однако они признают, что это может привести к снижению эффективности работы двигателя и повышенному износу его компонентов.
Юридические и экологические аспекты:
Юридические ограничения: В большинстве стран удаление катализатора является незаконным. Удаление катализатора может привести к нарушению стандартов выбросов и, следовательно, к проблемам при прохождении техосмотра.
Экологический фактор: Катализатор играет важную роль в снижении вредных выбросов. Его удаление увеличивает выбросы углеводородов, монооксида углерода и оксидов азота, что негативно сказывается на окружающей среде.
Проблемы с гарантией и безопасностью:
Потеря гарантии: Удаление катализатора может лишить вас гарантии от производителя, поскольку это изменение признается непредусмотренным вмешательством в конструкцию автомобиля.
Безопасность: Неправильная установка трубы взамен катализатора или перепрошивка могут привести к техническим неисправностям и даже к аварийным ситуациям.
Таким образом, большинство экспертов рекомендуют, если вы решили удалить катализатор, проводить эту операцию в специализированных сервисах с обязательной перепрошивкой ЭБУ. Учитывайте при этом потенциальные юридические и экологические последствия.