Появление новых экологических стандартов привело к установке на современные автомобили особых устройств, призванных обезопасить выхлоп, чтобы он был минимально токсичным. Но со временем возникают типичные признаки забитого катализатора выхлопных газов, препятствующие поездкам на машине. Электронный блок управления в таких случаях посылает сигналы о неисправности, из-за чего начинаются перебои в работе автомобильного двигателя. Соответственно, предстоит принять решение о замене столь дорогостоящего компонента или же о полном его удалении с внесением корректировок в программное обеспечение.
Причины установки катализатора и фильтра
Массовое производство автомобилей не могло не отразиться на ухудшении окружающей среды. Автомобильный двигатель функционирует благодаря подаче воздушно-топливной смеси. С учетом набора оборотов происходит неполное сгорание топлива, соответственно, вредные вещества начинают поступать в атмосферу. Особую опасность в выхлопных газах представляют окиси азота и углеводороды, способные навредить здоровью людей.
Для борьбы с такой проблемой автопроизводители начали устанавливать на выпускаемые автомашины соответствующие защитные системы, ориентируясь на требования экологических стандартов. При настройке ещё на заводе всех автомобильных систем мощность авто занижается примерно на 20-30%. Для очистки разработан каталитический нейтрализатор, а для мощных дизельных моторов придуман фильтр, эффективно улавливающий сажу. Для удобства два этих важных компонента обычно располагают в одном корпусе.
Про устройство катализатора автомобиля
Во многом устройство катализатора автомобиля напоминает промышленные системы очистки, действующие на предприятиях. Конечно, его размеры значительно сокращены для возможности расположения ближе к автомобильному двигателю. Основные физические нагрузки на себя принимает прочный корпус катализатора, изготовленный из стальных сплавов, а внутри располагается термостойкая прокладка, совмещающая две функции. Так обеспечивается защита оболочки от перегрева и одновременно удаётся поддерживать нужную высокую температуру, иначе не начнется реакция по очистке газов.
Наиболее часто данный фильтр делают из керамики, позволяющей создать многочисленные ячейки. Это помогает снизить стоимость конвертера. Однако такой материал отличается хрупкостью и способен преждевременно повреждаться. Металлические же соты спокойно могут переносить существенные нагрузки и не рассыпаются на куски при сильном воздействии на корпус во время поездки. Сближает материалы напыление ценных и редкоземельных металлов (палладий, платина, родий, золото). Это помогает запустить реакцию для разложения вредных элементов. Рядом с металлическим корпусом монтируются температурные датчики. При изменении параметров ими немедленно отсылается сигнал в ЭБУ, который сообщает о возможной неисправности водителю.
Принцип действия
Конструктивные особенности данного устройства подсказывают принцип работы каталитического нейтрализатора. Активные вещества нужны для проведения определённых окислительных и восстановительных процессов. Даже небольшой слой позволяет запустить химические реакции при соблюдении соответствующего температурного режима. В итоге двуокись распадается на безопасные азот и кислород, а из углеводородов образуется вода с углекислым газом, который в результате окисления перестает представлять угрозу.
Для отслеживания объемов кислорода в газовом потоке задействуются датчики (лямбда-зонды). Выхлопные автомобильные газы также могут пройти через специальный сажевый фильтр, имеющий аналогичную сотовую структуру. После забивки фильтра сажей, безусловно, требуется провести его активную или принудительную регенерацию за счет повышения температуры. Проблемы же с катализатором требуют отдельного рассмотрения.
Основные повреждения
Лучше не задаваться вопросом, что будет, если ездить с неисправным катализатором. Нужно понимать серьёзные причины повреждений, приводящие к выходу данного устройства из строя. В частности, отработанные газы при прохождении через систему имеют высокую температуру (+800º), а также нередко в их составе присутствуют частички масла, имеющие свойство оседать на стенках каналов катализатора.
-
- Да, наполнитель из керамики ценят за отсутствие коррозии, но при этом из-за удара по корпусу происходит распад сот на мелкие фрагменты.
- Не сгоревшие частички топлива склонны постепенно оседать внутри и образовывать отложения. Закупорке сот способствуют и остатки моторного масла. В итоге активное покрытие полностью закрывается, из-за чего не удается запустить процесс очистки.
- Изменение температурного режима не обходится без расплавления сотовой структуры. Причиной повышения показателей температур становятся сбои, связанные с работой ГРМ. В итоге поступившая смесь начинает догорать внутри катализатора.
- Нельзя игнорировать и обычный износ катализатора, зависящий от интенсивности эксплуатации. Максимальный ресурс обычно исчерпывается после пробега в 100-150 тысяч километров. Т.е. частые поездки на пределе мощности приводят к ускоренной потере катализатором своих свойств.
- Частичное прогорание прочного корпуса происходит редко, но когда это случается, то образуются слабые места, также как при появлении ржавчины, из-за чего выхлопные газы начинают выходить через щели.
Первые признаки неисправного катализатора должны насторожить и подтолкнуть к посещению автомастерской. Проще заменить поврежденные датчики, установленные на входе и выходе. Сложнее отремонтировать без детального осмотра непосредственно сам нейтрализатор.
Причины забивания
Для устранения имеющихся дефектов профильному мастеру важно точно выяснить, почему забивается катализатор в автомобиле. В большинстве случаев этому способствует привычка некоторых автомобилистов заправляться некачественным топливом. При использовании горючего с другим октановым числом увеличивается количество вредных примесей. В итоге фильтр попросту перестает справляться с возросшими объемами и каналы забиваются с ускоренной скоростью.
Отдельного внимания заслуживает и функционирование системы впрыска. Ошибки во время настройки приводят к недостаточной или чрезмерной подаче топлива. Соответственно, смесь не может полностью сгореть, а выхлопные газы содержат массу опасных частиц. Избавиться от получаемого в итоге засора не удастся.
Аккуратно следует подбирать и масла для смазки трущихся элементов. При повышенном содержании в составе серы или фосфора не избежать появления нерастворимого слоя на драгоценных металлах. Нельзя исключать также и обычного механического повреждения. При постоянных передвижениях на катализатор воздействуют вибрации, перепады температур, толчки и т.д. При деформации же образуются трещины и отслаивается активное напыление.
Признаки забитого катализатора
Как узнать, забит ли катализатор на автомобиле? Автовладельцу стоит обратить внимание на первые тревожные звоночки, свидетельствующие о возникновении серьезных проблем и о необходимости осуществления ремонта.
-
- При засорении катализатора выхлопные газы попросту не могут выходить из системы в нужном объеме. Следовательно, давление в цилиндрах снижается вместе с показателями мощности. В итоге отмечается ухудшении динамики, особенно при увеличении нагрузки.
- Засоренный каталитический нейтрализатор способствует ускоренному расходу топлива. Датчики оперативно сообщают блоку управления о такой неполадке. В попытках исправить ситуацию ЭБУ стремится подать ещё больше топлива с целью повысить температуру и запустить очистку.
- Появление чёрного дыма из выхлопной трубы тоже становится наглядным свидетельством неисправности каталитического нейтрализатора. В таких случаях происходит блокировка газов и возникает обратное давление, а несгоревшее топливо попросту выбрасывается в атмосферу.
- Другой звук выхлопа также заставляет задуматься. Всё дело в том, что при механическом повреждении сот катализатора возникают непонятные шумы и свист. В итоге при перегреве двигателя температура отработавших газов остается высокой, из-за чего можно повредить головку цилиндров, клапана, поршни. Более того, перегретый конвертер может даже загореться.
А ещё появление и удаление ошибки катализатора может быть связано со сбоями в работе электронного блока управления автомобилем.
Ремонт или замена?
Ремонт каталитического нейтрализатора обычно возможен при незначительном засорении сот. Серьезные же повреждения говорят о необходимости замены устройства. Новый оригинальный катализатор обходится слишком дорого из-за использования драгметаллов. Установка же аналога может не принести нужного результата. ЭБУ будет по-прежнему отсылать коды ошибок и тормозить работу автомобильного двигателя. Не избежать и нового забивания сот спустя короткое время. Резонно возникает вопрос, можно ли отключить катализатор самостоятельно или обратившись к специалистам?
Плюсы программного отключения
Желание избавиться от данного устройства позволяет произвести полное отключение клапана EGR. Заодно автомобилисты стремятся удалить и сажевый фильтр из-за особенностей его расположения. Но только физическое устранение не решит задачу. Не испытывать проблем с электронным блоком управления удаётся лишь в случае, если осуществлять программное отключение катализаторов.
Безусловно, выполнение данной процедуры стоит доверять опытному калибровщику, способному подобрать соответствующую программу для автомобиля конкретной марки. Да, программное отключение сажевого фильтра и каталитического нейтрализатора изменит стандарт с Евро4 на Евро-3, что малосущественно. Зато неоспоримым плюсом станет возможность улучшения динамики и выхода автомобиля на полную мощность.
Один ответ к “Как Узнать Забит Катализатор или Нет”
Автомобильный катализатор, или каталитический нейтрализатор, играет важную роль в снижении вредных выбросов в атмосферу. Он является частью системы выхлопных газов и представляет собой устройство, в котором химические реакции превращают токсичные газы в менее вредные соединения. Основной принцип работы каталитического нейтрализатора заключается в использовании благородных металлов, таких как платина, палладий и родий, для ускорения этих реакций.
Однако со временем катализатор может забиваться, что приводит к различным проблемам. Почему забивается катализатор в автомобиле? Основные причины — это накопление несгоревших топливных остатков, моторного масла и других загрязнений. Чтобы понять, забит ли катализатор на вашем автомобиле, обратите внимание на следующие признаки забитого катализатора выхлопных газов:
Снижение мощности двигателя. Если ваш автомобиль теряет мощность, особенно при разгоне, это может быть связано с ограниченным потоком выхлопных газов через катализатор.
Увеличение расхода топлива. Забитый катализатор заставляет двигатель работать менее эффективно, что приводит к большему потреблению топлива.
Нестабильная работа двигателя. Пропуски в зажигании, неровная работа на холостом ходу или странные звуки могут быть связаны с неисправностью катализатора.
Светящиеся индикаторы на приборной панели. Зачастую возможное наличия проблемы с катализатором подсвечивается лампой Check Engine. В таких случаях необходима диагностика для удаления ошибки катализатора.
Для уверенности в том, что катализатор действительно забит, рекомендуется обратиться к профессионалам для диагностирования проблемы. Можно ли отключить катализатор? Да, это возможно, но юридически не всегда разрешено и может повлиять на экологические стандарты. В некоторых случаях водители прибегают к программному отключению катализаторов. В компании «Upgrade Engine» предлагают услуги программного отключения сажевого фильтра, удаления ошибки катализатора и даже отключения клапана EGR. Такие действия могут восстановить работу двигателя и снизить расход топлива, но не решают проблему экологической безопасности.
Признаки неисправного катализатора, которые мы упомянули, не следует игнорировать. Что будет, если ездить с неисправным катализатором? Это не только увеличит вредные выбросы, но и приведет к повреждению двигателя и ухудшению его работоспособности.
В заключение, своевременная диагностика и ремонт катализатора необходимы для поддержания эффективности работы вашего автомобиля и соблюдения экологических норм. Будьте внимательны к признакам забитого катализатора и не медлите с обращением к специалистам при первых признаках неисправности.
Важно отметить, что игнорирование проблемы забитого катализатора может не только повлиять на работу двигателя, но и стать причиной дополнительных неисправностей. Ненормальное повышение температуры в зоне катализатора может привести к повреждению других компонентов системы выхлопных газов. В крайнем случае это может вызвать возгорание, что представляет серьезную опасность для автомобиля и водителя.
Еще одна важная причина своевременного обслуживания катализатора связана с финансовыми вопросами. Забитый катализатор требует значительных затрат на ремонт, особенно если в результате его неисправности пострадали другие системы автомобиля. Регулярная проверка и чистка катализатора помогают избежать больших расходов и продлить срок службы автомобиля.
Также следует помнить о влиянии неисправного катализатора на окружающую среду. Невыполнение своей функции по нейтрализации выхлопных газов приводит к увеличению выбросов токсичных веществ в атмосферу, что неблагоприятно сказывается на экологии. Каждый водитель несет ответственность за минимизацию вредных воздействий на окружающую среду, и обеспечение исправности катализатора — один из важных шагов в этом направлении.